Геометрические схемы умножения

двузначных чисел.

Первые шаги.

  На главную страницу
Искусство устного счёта пифагорейцев

У пифагорейцев Древней Греции выделялся раздел, описывающий правила действия над числами, который назывался логистикой (Logisticm – счетное  искусство). Счет проводился, в основном, на счетной доске – абак – с помощью камешков.

Абак - это счётная доска, представляющая собой древнейший вычислительный инструмент. Расчёты проводились путём раскладывания камешков на размеченных линиях.

При раскопках на острове Саламин в 1848 г. найден гигантский абак, датируемый 300 г. до н.э., выточенный из мрамора в виде тонкой плоской пластины размерами 1,5 на 0,75 метра. На абаке проведены вертикальные борозды, разделяющие камешки с разными значениями (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000). Саламинский абак выделял и дробные значения ½, ¼. Полученные с помощью абака числа записывались в ионийской буквенной системе числовой нотации.

На абаке решались многочисленные практические задачи обмена денег разных государств. Древнегреческий Полибий (ок. 201 – ок. 120 г. до н.э.) в книге «История» привел замечание: «Придворные – как камешки на счётной доске: захочет счётчик, и они будут стоить один халк, а захочет – так и целый талант». (1_талант = 6000 халк).

Историки математики достаточно хорошо знают о том уровне теоретических достижений, которым владели учёные разных народов. Француз Герберт (940-1003), познакомившись с абаком, написал о нем в 982 году книгу, получившую известность в Европе. Реконструкцию методов древнегреческого умножения проводили известные математики Ван дер Варден, М.Я. Выгодский, А.В. Волошинов и др.

Тем не менее, нет практически никакой информации о технике устного счёта ни первых пифагорейцев, заложивших основы математических знаний, ни их последователей. Как пифагорейцы и их многочисленные ученики использовали свои знания о таблице умножения в устном счёте? Что заучивали наизусть, что вычисляли по простым алгоритмам в уме, что приходилось записывать? Прямого ответа на этот вопрос у историков математики нет. Полагаем, что неправильно переносить на всех учеников Древней Греции современный постулат о том, что каждый ученик должен заучивать все примеры умножения однозначных чисел от 1x1 до 10x10 как словесные фразы типа «дважды два – четыре». Почему возникают такие сомнения? В прямом заучивании фраз не используются очевидные геометрические знания:

(1) представление результатов в виде квадратной таблицы умножения Пифагора;

(2) геометрическое определение умножения AxB как площади прямоугольника со сторонами A и B;

(3) знания о симметриях единиц в таблице умножения (см. рис.).

Используя современные знания, мы попытаемся приоткрыть завесу тайны в вопросе о том, какие сведения о таблице умножения пифагорейцы обязательно заучивали, и какие геометрические алгоритмы использовались для устного умножения.

Совокупность методов счёта, в которой используются геометрические симметрии таблицы Пифагора (дополнения чисел до полного десятка), будем называть пифагоровой системой счёта.

Минимально необходимый объем заучивания примеров умножения однозначных чисел в пифагоровой системе счёта ограничен множителями от 2x2 до 5x5. Остальные произведения старших множителей, величины которых более 5, вычисляются с использованием симметрии дополнения через младшие множители менее 5.

Малые множители

в пифагоровой

 системе счёта

 

 

Нет сомнения в том, что результат 2x2=4 у древнегреческих математиков  иллюстрировался квадратом со стороной 2, разрезанный на ячейки 1x1. Для запоминания 3x2=6 нет лучшего образа, чем прямоугольник со сторонами 2 и 3. Реконструируя систему устного счёта пифагорейцев, мы предполагаем, что обязательными для запоминания были площади прямоугольников от 2x2 до 5x5.

Прямоугольники, имеющие длины сторон 3 или 4 для надёжного запоминания следует разрезать на стандартные части

2x4 = 2x2+2x2,  3x4 = 3x3+3 = 3x3+1+2 = 10+2.

Множитель 4 можно представить как 4=5-1 , поэтому результат умножения на 4 можно сравнить с объемлющим прямоугольником со стороной 5x2=5+5=10.

4x2 = (5-1)x2 = 5x2-2 = 8,    4x3 = (5-1)x3 = 5x3-3 = 10+5-3 = 15-3=12,

4x4 = (5-1)x4 = 5x4-4 = 5x2+5x2-4 = 20-4 = 16.

Умножение на Ax5 решается правилом деления множителя пополам A/2, дающее число десятков.

Алгоритм

"двух   камешков"

для умножения

от 5x5 до 10x10

 

Результаты умножения AxB для однозначных множителей, величины которых более 5, могут быть вычислены в уме геометрическим алгоритмом "двух камешков". Последовательность вычислений отображается перемещением двух камешков по координатной сетке. Поскольку на абаке есть параллельные координатные линии для раскладывания камушков, его конструкция вполне пригодна для геометрических построений.

Приведём описание алгоритма "двух камешков" для умножения величин от 5x5 до 10x10.

Ищем решение в виде AxB=[D; E], где D -десятки, E - единицы произведения.

Полные десятки - это базовые числа. Линии координат, проходящие через точку (10;10) будем называть базовыми линиями.

Дополнение числа до полного десятка обозначим звездочкой   A*=10-A,   B*=10-B.

Геометрическое построение. На квадрате 10x10 изобразим прямоугольник AxB, отметив точку с координатами (A; B). Дополнительный прямоугольник находится между точками  (A; B)  и  (10; 10).

Разрежем прямоугольник AxB на два прямоугольника той же суммарной площади. Передвигая разрезанные фигуры, получим прямоугольник площади Dx10, одна сторона которого равна десяткам D, и прямоугольник площади E=A*xB*, где E - единицы произведения AxB. (Левая иллюстрация).

Алгоритм "двух камешков" для указания цифр произведения.

На правой базовой координатной линии отмечаем камешком 1 величину множителя A – точка (1) - кружок.

На нижней базовой координатной линии отмечаем камешком 2 величину множителя  B – точка (2) - квадратик.

1-й шаг. Перемещаем 1-й камешек A налево на величину B*.

Теперь этот камешек отмечает прямоугольник от точки AxB до точки 10x10,  

его площадь равна числу единиц E=A*xB* произведения AxB.

2-й шаг. Вычитаем из отрезка длины 10 величины A* и B*. Для этого строим окружность с центром во 2-ом камешке радиусом A*.

Перемещаем 2-й камешек из точки (2) налево в точку (3) пересечения окружности и горизонтальной линии.

 

Длина отрезка от точки (10; 0) до (10; D) равна D = 10 – A* – B*,  где D – число десятков произведения AxB.

В  итоге    D = 10 – A* – B* = A – B*.

 

Пример.   9 x 9 = ?    A = 9,  B = 9.   A* = 10 – 9 = 1;   B* = 10 – 9 = 1.

Е = A* x B* = 1 x 1 = 1.      D = AB* = 9 – 1 = 8.  Ответ:  9 x 9 = 10 x 8 + 1 = 81.

 

Пример.   7 x 8 = ?    A = 7,  B = 8.   A* = 10 – 7 = 3;   B* = 10 – 8 = 2.

Е = A* x B* = 3 x 2 = 6.   D = AB* = 7 – 2 = 5.  Ответ:  7 x 8 = 10 x 5 + 6 = 56.

 

Алгорим

"двух   камешков"

для умножения

от 10x10 до 15x15

 

В случае, когда множители A и B превосходят 10, геометрическое построение выполняется на координатной сетке правее и ниже точки 10x10 (рис.). Алгоритм «двух камешков» прежний, но камешки смещаются направо.

 

Представим множители X x Y в виде X=(10+A) и Y=(10+B).

На базовых линиях координат отмечаем камешками величины двух множителей:  (10+A) – точка (1) - кружок  и  (10+B) – точка (2) квадратик.

Ищем решение в виде X x Y=[H; D; E].

Для множителей из окрестности базовой точки (10;10) величина сотен H=1.

1-й шаг. Перемещаем 1-й камешек направо на величину B. Теперь этот камешек отмечает модельный прямоугольник от точки 10x10 до точки (10+A)x(10+B).  Число единиц E произведения X x Y равно площади модельного прямоугольника E=AxB.

2-й шаг.  Строим отрезок, длина которого равна сумме  (A + B).

Перемещаем 2-й камешек направо в точку пересечения окружности радиуса A с центром в точке (2) и горизонтальной линии – это точка (3).

Длина отрезка от точки (10; 10) до (10; D) равна   D = A + B,    где D – число десятков произведения X x Y.

 

Пример.   12x12 = ?  A = 2, B = 2. Е = AxB = 2x2 = 4.   D = A + B = 2 + 2 = 4.  Ответ:  12x12 = [1; 4; 4] = 144.

Для умножения в уме 12x12 достаточно представить в своем воображении модельный квадрат 2x2.

Число единиц E равно площади 2x2. Число десятков равно полупериметру модельного квадрата D=2+2=4.

 

12x13 = ?  A = 2, B = 3Е = AxB = 2x3 = 6.   D = A + B = 2 + 3 = 5.  Ответ:  12x13 = [1; 5; 6] = 156.

Для умножения 12x13 минимальный визуальный образ - это модельный прямоугольник 2x3.

Если A£13 и B£13, тогда Е = A*xB* £ 9. Нормализация с переносом «лишних» десятков в старший разряд не требуется. Алгоритм умножения методом пифагоровых схем в диапазоне множителей A£13 и B£13 даёт точные цифры H, D и E.

Подробности см. в статье Творогов В.Б. Как пифагорейцы учили таблицу умножения.

Алгоритм

геометрического

 умножения.

Общий случай

 

Чтобы не повторять геометрические построения для комбинаций множителей больше и меньше 10, сформулируем общую теорему для базовых чисел (10; 10).

Разность SA=A–10 между A и базовым числом 10 называется смещением.

Терема. Пусть множители 5 ≤ A ≤ 15;   5 ≤ B ≤ 15. Ищем произведение в виде AxB = [H; D; E].

Тогда   сотни       H = 1;  

             десятки   D = SA + SB;  

             единицы  E = SA x SB.

На чертеже достаточно иметь прямоугольник со сторонами SA и SB. Величина единиц E – это площадь модельного прямоугольника (с учётом знаков смещений), величина десятков D равна полупериметру (сумме двух сторон с учетом знаков смещений).

Примеры умножения

с базой 10x10

 

 

Пример.   13x9= ?  H=1. Множители X=10+3,  Y=10-1.  Смещение A = 3, B = -1

Десятки D = A + B = 3 - 1 = 2. Единицы Е = AxB = 3x(-1) = -3.  Ответ:  13x9= [1; 2; -3] = 120 - 3 = 117.

Для умножения 13x9 достаточно представить в воображении прямоугольник 1x3, у которого базовая точка (10;10) находится в левом нижнем углу.

 

Пример.  14x6 = ?   Сотни H=1. Множители X=10+4,  Y=10-4Смещение A = 4, B = -4

Десятки D = A + B = 4 - 4 = 0. Единицы Е = AxB = 4x(-4) = -16.  Ответ:  14x6 = [1; 0; (-16)] = 100 - 16 = 84.

 

Пифагоровы единицы.

Структура не меняется

при смене диапазона

Пифагорова схема

для базы 10x10.

Расчёт десятков

 

Пифагорова схема

для базы 10x20.

Расчёт десятков

 

Первый множитель X, близкий к 10, отмечается на вертикальной оси.

Для начальной точки первого приближения удобно взять точку (X; 20). Здесь пифагоровы десятки D = 20 X.

Маршрут решения от (X; 20) до (X; Y) оказывается горизонтальным с кратностью шага 1.

Пример.  12x23 = ?   Множители X = 10+2,  Y = 20+3Смещение A = 2, B = 3

Начальное приближение для десятков Do = 12x20=24.

пиф-десятки D (12x23) = Do + 3 = 24 + 3 = 27. Единицы Е = AxB = 2x3 = 6.  Ответ:  12x23 = [ (24+3); 6 ] = 276.

  На главную страницу