Сложение |
|
|||||||
Сложение с помощью конфигураций меток |
Натуральное число можно представить суммой единиц в его аддитивном составе A = 1+1+1+...+1. Сумма A+B определяется количеством единиц в составе обоих слагаемых. Для быстрого подсчета суммы меток можно использовать упорядоченные конфигурации слагаемых A и B. Конфигурации требуют перемещения нескольких меток, поэтому являются медленным способом подсчета. Самый быстрый метод подсчета элементов в множестве использует упорядоченные конфигурации, такие, как Т-матрица, и векторы-указатели ответов. Познакомимся с этим геометрическим методом указания цифр ответов более подробно. |
|||||||
Сложение с помощью указателей |
Указатель ответа для примера сложения A + B = [ D, E ]. Вектор A --> E называется указателем единиц суммы (для сложения "+B"). Вектор B --> E является другим указателем единиц суммы (для сложения "+A"). Допустим, что на плоскости выделено десять точек, которым приписаны однозначные натуральные числа 0, 1, 2, ..., 9. Теорема. Каждому примеру сложения однозначных чисел соответствует вектор-указатель между выделенными точками. Теорема. Каждому вектору-указателю между выделенными точками соответствует один конкретный пример сложения однозначных чисел. Геометрический алгоритм вычисления суммы A+B выполняется в три этапа: 1) указываем исходную цифру A арифметического примера, 2) вспоминаем положение вектора-указателя ответа (+B), выходящего из точки A, 3) показываем с помощью указателя цифру единиц суммы E. Стрелка указателя является подсказкой, показывающей цифру ответа. Указатели ответов позволяют человеку "решать" арифметический пример, вспоминая и считывая в уме цифры с визуального образа. Геометрические решения примеров сложения мы будем строить в каком-либо геометрическом пространстве: на числовой линии, на числовой плоскости, на цифровой плоскости или Т-матрице. Числовая линия и числовая плоскость являются линейными пространствами. Очевидно, что A + 0 = [ 0, A ]. Этому примеру соответствует указатель 0 --> A, действие (+0) ничего не меняет. Вектор 0 --> A, начинающийся в нуле, будем называть указателем числа A. Параллельный перенос указателя числа "+B" в любую точку C стрелочкой показывает правильный ответ примера C + B. По правилу вычисления суммы точка E находится на конце указателя, величина D равна 1, если на указателе C --> E есть инверсия. Пример. 4 + 2 = ? Начало указателя 0 --> 2 параллельным сдвигом переносим в точку 4. Теперь стрелочка показывает два шага направо от точки 4, здесь находится число 6. Инверсии нет. Поэтому D=0 и 4+2=6. |
|||||||
Девятилистник сложения Примеры A + B = [ D; E ] показаны стрелочками - указателями A --> E. Десяток D = 1, если на указателе есть инверсия, то есть, A > E.
|
Статья в файле PDF: Цифровые вертушки в игровом методе обучения сложению |
|||||||
Девятилистник сложения со всеми указателями |
Лист сложения - это множество примеров (A + B), у которых имеется одинаковое слагаемое "B". Нарисуем указатели единиц ответов для примеров каждого листа сложения на отдельных Т-матрицах. Расположим рисунки девяти листов сложения в формате Т-матрицы. Получим фигуру, которую будем называть девятилистником сложения. На рисунке девятилистника представлены указатели примеров сложения однозначных положительных чисел. Чтобы не загромождать четные листы, указатели примеров сложения "нечет + чет" вынесены на отдельный рисунок. |
|||||||
Свойства молнии |
Молния на каждом листе сложения начинается с числа Т-матрицы, которое называется номером этой молнии. Молнии с номерами 1, 3, 9 и 7 похожи и являются поворотами одной и той же нечетной молнии Т-матрицы. Молнии с четными номерами 2, 6, 8 и 4 также имеют общие признаки. Они являются поворотами одной и той же четной молнии. |
|||||||
Правила единиц для сложения |
Двузначные числа ответов будем обозначать двумя цифрами десятков и единиц, заключенными в квадратных скобках, [ D, E ] = 10 D + E. Решаем пример A + B = [ D, E ] с помощью молнии Т-матрицы. Правило единиц для сложения на Т-матрице. 1). Устанавливаем фишку на ячейку A на Т-матрице. 2). Вспоминаем положение B-молнии на Т-матрице. Определяем направление указателя (A --> E) на B-молнии, выходящего из точки A. 3). Перемещаем фишку по указателю молнии, выходящему из точки A. На конце стрелочки указателя читаем цифру единиц E суммы (A+B). Положение B-молнии на Т-матрице подсказывает цифровая вертушка. Берем молнию пропеллера цифровой вертушки той же четности, что и слагаемое B. Для нечетного слагаемого B применяем нечетную цифровую вертушку. Для четного слагаемого B используем четную цифровую вертушку. |
|||||||
Правила десятков для сложения
|
|
|||||||