На главную страницу

На главную страницу

Заключение

   

«… Способность, необыкновенно ценная для всех»

  Л. Н. Толстой

 

         В ХIХ веке выдающаяся русская женщина-математик Софья Ковалевская (1850–1891) высказала мысли о необходимости творческой фантазии в математике. «Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой. В сущности же эта наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». Заметим, что «первым математиком нашего» времени Ковалевская назвала своего почитаемого учителя, знаменитого математика Карла Вейерштрасса (1815–1897), имя которого знает каждый, кто изучал математический анализ.

         В словах Софьи Ковалевской есть оттенок признания, что изучение арифметики является скучноватым процессом. Нет сомнения, что «сухость» науки о числах связана с впечатлениями из детства о формальном заучивании примеров таблицы умножения. Размышляя о сути сказанного Софьей Ковалевской, можно предположить, что наглядная арифметика была ей неизвестна. Чего нельзя назвать «наукой сухой», так это наглядную арифметику с её цифровыми правилами, с девятилистником умножения и цифровыми вертушками, сверкающими великолепным разнообразием гармоничных симметрий. Определённо, концепция наглядной арифметики имеет много привлекательного, если пропадает главное отрицательное качество арифметики – её «сухость».

         Визуальные образы в наглядной арифметике превращаются в мощный инструмент счёта и экономят усилия человека. Нет сомнения, что у наглядной арифметики в ближайшей перспективе появится большое число сторонников.

Энтузиасты помогут совершенствовать способности талантливых детей, предлагая им для расширения кругозора методы визуальной технологии устного счёта, развивающие интеллект. Навыки мышления в визуальных образах полезны во многих сферах интеллектуальной деятельности.

         В распространении знаний на данном этапе развития наглядной арифметики участвуют только энтузиасты, убеждённые в полезности визуальных методов счёта. До внедрения стандарта Т-матрицы в обязательную программу школьной математики пройдёт некоторое время, в течение которого поклонники наглядной арифметики будут составлять особую касту людей, владеющих знаниями, которых нет у остальных членов общества.

Вместе с тем, сил и энергии энтузиастов не хватит на обучение всех детей. Идеи наглядной арифметики обоснуются и укрепятся в общественном сознании только тогда, когда за их пропаганду примутся все учителя школ, вооружённые учебниками арифметики нового поколения.

         Однажды Лев Толстой (1828 – 1910), – великий русский писатель конца 19-го и начала 20-го века, – познакомился с виртуозом быстрого счёта по имени Диаманди. Демонстрация выдающихся навыков супервычислителя произвела на Льва Толстого неизгладимое впечатление. По словам писателя, это, «в сущности, способность, необыкновенно ценная для всех». Однако взволновала писателя, ценящего точность выражения мыслей, не способность быстрого счёта в уме как таковая. Фантастические пределы интеллектуальных способностей человека были предметом размышления: «Как бы хорошо было уметь решать всякие вопросы так, как Диаманди решает задачи! Забыть обо всем постороннем, сосредоточить мысль и продумать вопрос до конца, до полной ясности...»

         Замечательно, что математические методы наглядной арифметики приоткрывают часть завесы тайн над колоссальными скрытыми возможностями человека, показывают путеводную нить для совершенствования устного счёта.

  На главную страницу